Древнейшие источники болгарского права

Древнейшие источники болгарского права. «Закон судный людям» как памятник болгарского права 

Важнейшими источниками права первого Болгарского царства были обычаи, законы и законодательные сборники, договоры ханов с Византией.

Самым древним и единственным дошедшим до нас законодательным памятником дохристианского периода являются «3аконы хана Крума» (начало IX в.). Текст законов на греческом языке сохранился византийском словаре второй половины X в. (так называемый «словарь Свиды»).  Согласно преданию прежде, чем издать законы, болгарский хан допросил пленных аваров, интересуясь их мнением о причинах ослабления и гибели аварского государства. Среди прочих причин пленники назвали клеветничество, продажность судей, широкое распространение пьянства. Затем Крум объявил законы на конвенте «всех болгар». Хан приказал производить тщательное судебное разбирательство в случае любого обвинения в нарушении закона и сурово карать воров и их укрывателей, клеветников, пьяниц (для борьбы с пьянством уничтожались виноградники).

После принятия христианства широкое распространение в Болгарии получили византийские законодательные сборники (Эклога, Земледельческий закон, Номоканон), которые нередко редактировались применительно к болгарским условиям. Заимствование византийского права в первую очередь отвечало интересам господствующего класса феодалов и болгарской церкви.

Византийские законодательные сборники не только непосредственно применялись в деятельности судов, но и  использовались при разработке местных болгарских законов. Так, например, на основе «Эклоги» и отдельных статей «Номоканона» был составлен первый после принятия христианства письменный болгарский памятник права – «Закон судный людям» (более точное наименование – «Закон судный людем»).  Известны две его редакции – Краткая (32 статьи) и Подробная (77 статей). Более древней является Краткая редакция, которая, скорее всего, была составлена во время правления князя Бориса при введении христианства в Болгарии (865 г.).

В данном правовом памятнике отсутствует четкая группировка статей по объекту правового регулирования, а нормы материального права чередуются с нормами процессуального права.  В Краткой редакции «Закона судного людям» в основном содержатся нормы уголовного права. Предусматривается уголовная ответственность за язычество,  половые преступления (сожительство с чужой рабыней, обольщение и изнасилование девушки, кровосмешение, двоеженство и др.), самоуправство, поджог и квалифицированные кражи(кражи во время войны, похищение вещей из священных мест; похищение свободного человека и др.).

Утверждение христианства как официальной государственной религии оказало сильное влияние на содержание «Закона судного людям». Этим в частности можно объяснить суровые наказания для язычников, а также жителей сел, где совершаются языческие обряды. Язычники продавались в рабство, их имущество продавалось, а деньги раздавались бедным. Село, где укрывались язычники, несло коллективную ответственность и со всем имуществом отдавалось церкви. За половые преступления, нарушающие христианскую мораль, устанавливались такие наказания, как членовредительство (отрезание носа), избиение, денежные штрафы. В качестве альтернативы светским наказаниям использовались церковные  наказания (длительный  пост). 

Ответить